Общероссийская общественная организация
Союз садоводов России
Дом садовода

Куда исчезли омские садоводы

 

10.07.2015

 

=Куда исчезли омские садоводы

 

Обозреватель РИА «Омск-Информ» разбирался, куда исчезают садоводы с улиц города и почему урожай сезонных ягод, овощей и зелени нынче столь дорог.

 

Погода нынешним летом бросается из крайности в крайность. Волнообразно многодневное пекло сменяется ливнями, и это не лучшим образом сказывается на урожае омских садоводов. Скажем, клубники должно было быть гораздо больше, но на многих участках ее залило дождем, а где-то побило градом. У некоторых пострадала и малина, но пока сохраняется прогноз на неплохой урожай смородины, ранеток, яблок, в этом году у многих плодоносит вишня, если не случится никаких катаклизмов, ожидается много облепихи, черноплодной рябины. Хорошо растут томаты, тыква, кабачки, капуста.

 

 

 

Появились первые грунтовые сибирские огурчики, много всевозможной зелени. Настоящее изобилие в этом году лесной клубники (ее еще называют земляникой, однако знатоки утверждают, что эта культура в Омской области вообще не произрастает). Грибники уже собрали свои первые трофеи и ожидают следующие после дождей. Так куда же подевались с омских улиц садоводы и собиратели лесных даров? Ведь даже невооруженным взглядом видно, что их стало значительно меньше.

 

В городском бюджете денег на садоводов нет

 

К примеру, в городке Нефтяников точек, где стихийно сидели не то что годами – десятилетиями – садоводы на своих раскладных стульчиках и торговали, кто с ящиков, кто прямо с асфальта, заметно поубавилось. С одной стороны, порядка вроде больше, с другой – покупать нежную клубнику, малину да и грибы гораздо удобнее в шаговой доступности от дома. Может быть, мэрия как-то упорядочила и скоординировала сезонные точки продаж?

 

– На всех рынках Омска для садоводов выделяются специализированные места, – говорит начальник управления развития потребительского рынка депэкономики мэрии Омска Михаил Щелконогов. – Плата берется чисто символическая – от 10 до 50 рублей в день. Эти средства нужны собственниками, чтобы обеспечить чистоту и порядок. Город не занимается оборудованием мест для садоводов рядом с крупными торговыми точками, на это нет средств в бюджете. Мы предлагаем сделать это собственникам территорий, но они не готовы предоставлять бесплатные места, нужна хотя бы незначительная плата на содержание дворника.

 

То, что городские власти не желают поддерживать садоводов, в общем-то, не новость. Ранее оборудованные места постепенно уничтожаются вандалами. Яркий пример – остовы прилавков в районе трамвайной остановки на площади им. Серова.

 

 

 

Лето в разгаре, и, конечно, никаких новых конструкций для садоводов никто делать уже не будет.

 

Команда нынешнего мэра продемонстрировала свое равнодушие к людям, которые кормят не только себя, но и многих омичей экологически чистой продукцией, и продолжает оптимизировать каждое лето все большее количество садовых маршрутов. К сожалению, понятие «оптимизация» уже давно стало синонимом слова «сокращение». Уже в текущем году очередной финансовый удар по бюджету садовода – отмена садовых проездных билетов. Теперь для многих поездка на дачу с пересадками обходится в разы дороже. Как следствие, по словам очевидцев, появляется все большее количество заброшенных участков. Это, в частности, коснулось дачных поселков Морозовка, Светлый, Степной, Чкаловский и еще более отдаленных, расположенных на различных трактах.

 

=Вместо грядки – газон, беседка...

 

Садоводы давно уже разделились на тех, для кого дача – кормилица, источник пусть небольшого, но заработка, и на тех, кто просто отдыхает на своем облагороженном клочке земли. Последних садоводами уже назвать трудно. Как правило, их участки расположены рядом с водоемами, серьезные средства вложены в постройки, вместо грядок посеян газон.

 

 

 

Первая категория вымирают как «класс». В силу естественных причин – преклонного возраста даже не «пионеров», а второго поколения дачного движения, плюс дороговизны содержания садового участка. Если дача в семье не интересует никого, кроме пенсионеров или речь идет об одиноких стариках, то не каждому по карману плата размером минимум в одну пенсию за удовольствие поработать на земле, если суммировать все расходы.

 

– Муж умер, одной дачу тянуть трудно, дети и внуки живут в других городах, – рассказывает 76-летняя омичка Валентина Петровна, – в год содержание дачи обходится минимум в 7 000 рублей, плюс бесконечные сборы на что-то. Впервые в этом году за 40 лет участок подтопило ручьем. Муж раньше сам там подчищал что-то, а нынче некому это было сделать. Участок недалеко от Иртыша, прекрасный сад, есть все посадки, четыре грядки только одной клубники. Семь соток готова продать за 500 тысяч рублей, потому что домик хлипкий. А вообще-то у нас сотка земли стоит не меньше 100 тысяч рублей.

 

Валентина Петровна также рассказала, что до ее садового товарищества можно добраться только на маршрутке. От дома до сада – две пересадки. Прокатиться туда-обратно выходит плюс-минус 100 рублей. Еще год назад пенсионерка покупала садовый проездной, и проезд обходился в разы дешевле. Естественно, ничего хорошего в адрес чиновников мэрии она сказать не может и вспоминает старые времена, когда власть садоводов поддерживала и стимулировала. Так что продажа излишков для нее не столько приработок, сколько способ «отбить» расходы.

 

 

 

Что касается соседей, есть участки с «дворцами», а есть заброшенные, где трава с человеческий рост.

 

– По моим наблюдениям, люди готовы инвестировать в дачи, – рассказывает владелица дачного участка в поселке Карьер Елена Сергеевна. – Наше товарищество расположено на берегу Иртыша, земля здесь дорогая, сотка без учета построек стоит 140 тысяч рублей. Наблюдаю, как по соседству обустраивают домики, ставят бани, оборудуют мангальные зоны. Ухоженные газоны, ландшафтный дизайн, фонтаны, небольшие бассейны, беседки – все это появляется вместо грядок с овощами. Сейчас самый популярный инвентарь на даче – газонокосилка. Что-то я не заметила, чтобы кто-то вернулся к огородам, испугавшись кризиса. Коттеджей вокруг все больше появляется, у нас вот в товариществе есть разрешение на ИЖС, скоро подведут природный газ.

 

Елена Сергеевна платит за дачу, как минимум, 8 тыс. рублей в год и считает, что это дорого, но ничего не поделаешь, в товариществе всего 150 участков. Когда участков, к примеру, 400, общие расходы на одного владельца ниже.

 

 

 

Пенсионерка Валентина Петровна подтверждает наблюдение, что в дачи люди инвестируют свои средства.

 

– У нас заброшенный участок года три простоял. Бабушка умерла, а больше сад-огород никому не был нужен, – рассказывает дачница. – В том году его купил какой-то богатый человек, за год все перекопали, затем, кажется, работали китайцы, очень быстро построили двухэтажный дом. Соседи говорят, что участок этот человек купил очень дешево, а дом построил на продажу с целью заработать. Но сейчас это сделать не так-то просто.

 

Но есть и примеры, когда прибавкой к зарплате или пенсии за счет продажи урожая со своих шести соток не чураются и люди с достатком. К примеру, омичка Татьяна Ивановна платит за дачу 4700 в месяц, эту сумму она уже «отбила» на одной только клубнике. В год наторговывает не менее чем на 50 тысяч рублей, но бывает и больше. Дачу любит и считает, что работа на земле продлевает жизнь. Ее транспортные расходы увеличились незначительно, поскольку ездит на своей машине.

 

...и казан-мангал

 

Кстати, уже не первый год прослеживается тенденция: все больше людей прописываются на дачах. Причем, с тех пор как процедура прописки значительно упростилась и это не надо делать через суд, на омских дачах в черте города все чаще встретишь выходцев из ближнего зарубежья.

 

– Не удивлюсь, если часть дачного поселка Карьер превратится когда-нибудь в аул, – констатирует Владимир Михайлович. – Прописывается одна семья, а есть тут приехавшие из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, но в летний сезон на одном участке может тусоваться человек 30, устроившихся на работу в городе, на стойке или Черлакской оптовке, которая тут неподалеку. Пока никаких эксцессов не было, но детей, как раньше, уже без присмотра не отпустишь. С этими приезжими ведь невозможно со всеми перезнакомиться, они постоянно меняются и их очень много.

 

Так что почем?

 

А теперь, собственно, о ценах на продукцию садоводов и собирателей даров леса. Клубнику в разных концах города стараются продать по 200 рублей за литр. Но можно сбить цену и до 170 рублей. Трехлитровое ведерко клубники стоит 400–550 рублей, в зависимости от качества ягоды, ну и настроения продавца. Для сравнения, в прошлом году в эту пору литровая баночка клубники стоила 100–150 рублей, ведерко можно было и за 300 сторговать. Конечно же, садоводы хотели бы заработать больше, но рынок есть рынок, и будь количества ягоды в этом году больше, так и стоила бы она дешевле. Так произошло с лесной клубникой. Хотя процесс сбора этой мелкой ягоды довольно трудоемкий, литровую банку можно было купить и за 100 рублей, а в среднем предлагали за 130–150, то есть по ценам прошлого года. Похожая картина с укропчиком, петрушкой, салатом и огурцами. Пучок зелени – от 10 до 20 рублей, кучка огурчиков с бабушкиной грядки – 20–40 рублей. Цены прошлогодние.

 

 

 

Правда, садоводы уже отнюдь не на каждом углу, как это было еще год назад.

 

 

 

http://eda.omskinform.ru/news/991

 

 

© Союз Садоводов России, 2015-2023. Все права защищены
при полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна