Общероссийская общественная организация
Союз садоводов России
Дом садовода

Школа для cадовода в Рязани

 

04.03.2016

 

По данным Рязаньстата, на конец 2015 года на территории региона было зарегистрировано 358 садоводческих объединений. К слову, в начале 90-х годов прошлого века их число превышало 650. Несмотря на статистическое падение, садоводческая жизнь в современной России возрождается. И если с выращиванием овощей и фруктов у владельцев типовых шестисоточных участков трудностей давно не возникает, то угнаться за меняющимся земельным законодательством под силу не каждому садоводу. На актуальные вопросы рязанских дачников отвечает председатель рязанского отделения Союза садоводов России Лукинский Александр Евгеньевич.

 

Р.В. – Самая острая тема этой весны – грядущий запрет на распоряжение участками, не прошедшими процедуру межевания. В ряде рязанских средств массовой информации были опубликованы сообщения о том, что старые, выданные в 1992-1993 годах, свидетельства на землю без проведения кадастровых работ потеряют актуальность и «превратят» владельцев в арендаторов. Так ли это?

 

А.Л. – Мы получили более 120 звонков и устных обращений с аналогичными вопросами. Дело в том, что еще в 2011 году Правительством России была разработана дорожная карта поэтапного введения в действие обновленного Земельного кодекса. Один из последних шагов – запрет оборота земель с 1 января 2018 года, то есть запрет любых видов сделок – передачи по наследству, дарения, купли или продажи, если земли не будут отмежеваны, то есть не будут уточнены их границы. Но это совершенно не значит, что хозяин, не отмежевавший свой участок, теряет на него право собственности и становится арендатором, как это было сказано в упомянутых публикациях. Граждане, которые хоть раз в жизни получили свидетельство на право собственности на землю после вступления в силу Земельного кодекса РСФСР (25 апреля 1991 года) и в графе «вид пользования землей» сделана запись «в собственность», являются пожизненно собственниками своих земельных участков, никто их не отнимет. Но то, что без межевания они не смогут продать или передать по наследству эту землю, – верно.

 

Р.В. – А если в графе «вид пользования землей» указано «в бессрочное (постоянное) пользование»?

 

А.Л. – Это равнозначно праву собственности. Разные записи возникли ввиду того что некоторые свидетельства были выданы до 1993 года. Здесь нужно вспомнить историю. В Советском Союзе садоводческие товарищества получали землю от совхозов, колхозов или администраций. Права собственности не было. Земли выделялись единым массивом. В 1991 году вышел Земельный кодекс, который определил, что земли в садоводческих товариществах должны быть разделены на принадлежащие каждому садоводу и на земли общего пользования. То есть дорога внутри садоводчества, по которой все ездят, – земля общего пользования, а ваши шесть соток – личная собственность. Затем в 1993 году вступило в силу дополнение к кодексу, которое обязывало всех садоводов получить свидетельство о собственности на свой участок. Тем, кто получал свой документ до этого времени и у кого в нем написано «в бессрочное (постоянное) пользование», нужно обратиться в Росреестр и обменять старое свидетельство на новое, где будет прописан вид права – собственность.

 

Р.В. – Многие садоводчества региона сегодня переживают процесс возрождения, растет число дачников. Однако существование таких объединений нередко не формализовано, то есть с юридической точки зрения их нет. Что делать тем дачникам, которые решили узаконить свои объединения?

 

А.Л. – Прийти к нам. Специально для таких случаев мы подготовили пакет документов, разумеется, в электронном виде, которые должны быть у зарегистрированного садоводческого товарищества, причем в соответствии с последними требованиями, согласно которым все подобные объединения становятся товариществами собственников недвижимости. Образцы документов мы предоставляем бесплатно.

 

Р.В. – Нередко можно услышать от председателей садоводчеств жалобы на отказ некоторых садоводов уплачивать членские взносы. Садовод не пользуется общим водопроводом, приобрел бензогенератор, его отказ от уплаты взносов аргументирован «индивидуальным» ведением хозяйства. Как быть в этой ситуации?

 

А.Л. – Во-первых, они могут отделиться, выйти из товарищества. Но даже в этом случае нужно смотреть, смогут ли они не пользоваться общим имуществом садоводчества. Например, не ездить по дорогам садоводчества, которые товариществу, в общем-то, нужно ремонтировать и поддерживать в порядке. Ведь что такое наши членские взносы? Их сумма складывается из потребностей всего садоводчества: содержания водопровода, детских площадок (если они есть), дорог, уплаты налогов, оплаты услуг слесарей, председателя, вывоза твердых бытовых отходов и т.д. С индивидуалами, которые решили выйти из «общего котла», но продолжают пользоваться каким-либо имуществом садоводчества, то есть ведут индивидуальную деятельность на территории товарищества, нужно заключить договор, согласно которому они будут оплачивать только то, чем пользуются.

 

Р.В. – Насколько доступно «индивидуалу» независимое пользование сетевым электричеством?

 

А.Л. – Есть нормативный документ, регламентирующий отношения таких «индивидуалов» со сбытовыми электрокомпаниями. В настоящее время он не может заключить договор о пользовании электроэнергией напрямую, минуя садоводческое товарищество. Сначала он должен заключить договор с садоводчеством о пользовании общим имуществом, и только после этого сбытовая компания подключит его к сетям. Конечно, все, о чем мы с вами говорим, возможно лишь в том случае, если товарищество существует как юридический субъект, то есть зарегистрировано в налоговых органах.

 

Р.В. – Почти в каждом садоводчестве есть участки, хозяева которых, кажется, забыли об их существовании. Наделы зарастают травой, портят общий вид садоводчеств, а главное, создают угрозу пожарной безопасности. Что делать с такими участками?

 

А.Л. – Правление садоводчества имеет право составить реестр фактически заброшенных участков с указанием их кадастрового номера, фамилии, имени и отчества владельцев, если известны адреса их проживания. Этот список нужно подать в администрацию того поселения, на территории которого расположено садоводчество. Далее главы поселений имеют право обратиться в суд о признании таких участков заброшенными.

 

Р.В. – Есть прецеденты?

 

А.Л. – Такая работа проводится сегодня во многих поселениях, и главы администраций суды по данным делам выигрывают. Участки либо признаются заброшенными, либо вымороченными (в случае если владельцы умерли). После этого участки переходят в муниципальное пользование и уже через аукцион поступают во вторичный оборот.

 

Р.В. – Современное законодательство так часто уточняется, изменяется, что уследить за ним под силу лишь профессиональным юристам. Как быть дачникам, большинство из которых не располагает ни временем, ни обходимой квалификацией для того, чтобы быть в курсе событий?

 

А.Л. – С конца марта этого года на базе Дома общественных организаций в Рязани начинает работу Школа садовода, занятия в которой, в первую очередь, будут направлены на ликвидацию правовой безграмотности садоводов. Мы достигли договоренности с региональными налоговыми органами, получили поддержку профильного министерства, Пенсионного фонда, Всероссийского научно-исследовательского института механизации и информатизации агрохимического обеспечения сельского хозяйства, специалисты которых будут проводить занятия в школе, давать актуальную информацию и консультации, отвечать на вопросы садоводов.

 

Р.В. – Кто может посещать школу, каков режим ее работы, нужно ли платить за обучение?

 

А.Л. – В первую очередь, мы рассчитываем, что «учениками» станут председатели садоводческих товариществ, участники правлений, ревизионных комиссий, бухгалтеры. Расчет на то, что, получив достоверную информацию, руководители товариществ донесут ее до садоводов. Школа будет работать один раз в месяц, по выходным дням, семинарские занятия – бесплатные.

 

Статья опубликована в номере 37 (5078) от 04 марта 2016
 
http://rv-ryazan.ru/news/50404.html
 

 

 

© Союз Садоводов России, 2015-2023. Все права защищены
при полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна