22.04.2014
ВЕРНУТЬСЯ К НОВОСТЯМСадовые товарищества нуждаются в благоустройстве
Примерно пятую часть территории Челябинска занимают сады. Однако благоустройством СНТ занимаются сами садоводы. По закону, муниципалитет не может финансировать в товариществах дороги, освещение, газ и прочую инфраструктуру.
В результате «садовые» микрорайоны, расположенные в черте города, потихоньку приходят в упадок. Такая же ситуация складывается и в других городах области. Изменить ее можно, но для этого нужен закон, который разрешит местным властям выделять деньги на благоустройство садоводческих товариществ в границах муниципалитетов. Более того, такой законопроект уже подготовлен и будет внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание области не позднее 24 апреля.
Что изменится в СНТ в случае принятия закона? Об этом нам рассказал председатель Челябинского регионального отделения Союза садоводов России Константин Толкачев.
Чем мы хуже?
— Константин Николаевич, южноуральский Союз садоводов активно лоббирует появление этого закона. Для чего? Как новый закон поможет тем, у кого участки в городских СНТ?
— В границах Челябинска сады занимают порядка 100 квадратных километров. Это пятая часть территории города. Но такие «микрорайоны», по сути, выпадают из муниципального управления и фактически лишены поддержки муниципальных властей. И эта же ситуация сейчас складывается также в Магнитогорске, Миассе, Златоусте и в других городах области. При этом местные власти готовы помогать СТН улучшать инфраструктуру, наращивать мощности электроэнергии, ремонтировать дороги. Тем более, что во многих садовых товариществах люди живут постоянно. Но для помощи сейчас нет законодательной базы. Бюджетные деньги являются целевыми, и они должны расходоваться в соответствии с определенным порядком. С принятием закона садоводы смогут рассчитывать на бюджетное финансирование ремонтов внутренних проездов, освещения, подведения электросетей и так далее.
Законопроект, который сейчас прорабатывается и будет внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание области, должен заложить законодательную основу для управления садовыми товариществами со стороны местных властей. Сейчас управление сосредоточено на председателе СНТ, который сам себе руководитель, а территория живет по тем правилам, которые он устанавливает. На мой взгляд, это не совсем правильно. Площади СНТ достаточно велики, садоводов в регионе больше миллиона — почти каждая южноуральская семья имеет дачный участок. Так что проблема управления этими территориями и финансирования инфраструктуры в них касается многих жителей Челябинской области.
В нашей стране действует 66-й федеральный закон, который определяет понятия и механизмы функционирования садовых некоммерческих товариществ, огороднических, дачных, в общих чертах обрисовывая, что все это такое. А дальше необходимо адаптировать этот закон к местности, то есть к Челябинской области, принимая некие решения на уровне региона.
— Есть ли прецеденты, когда подобный закон принимали в других российских регионах?
— Да, есть. В Новосибирской области такой закон уже принят, и он дорабатывался в 2012 году. Сейчас там система садовых товариществ встроена в систему управления городом. Также закон существует в Кировской области. Он принят в прошлом году, и сегодня в него вносятся дополнительные моменты для уточнения. Но Челябинская область ничем не хуже, и здесь тоже назрела необходимость выстраивания отношений между садовыми некоммерческими товариществами и органами власти. К тому же многие садовые товарищества расположены практически в центре города. К примеру, в Челябинске территорию от улицы Чайковского и до конца Северо-Запада занимают товарищества «Любитель». Это огромная территория, которая управляется сама по себе. Есть такие территории и в Металлургическом районе. В других городах области похожая ситуация.
Не хватает мощностей
— Какие проблемы в садах нужно решать в первую очередь?
— Их много. С точки зрения городского благоустройства, это и дороги, и освещение, и внешний вид ограждений, и прилегающие оградительные полосы. Если проехать по Троицкому тракту в Челябинске, где находится садовое хозяйство «Локомотив 1», а напротив через дорогу — садовое товарищество «Колющинец», то можно увидеть, что заградительные полосы, которые включают в себя канаву для стока грязи с дорог, высаженные деревья, заборы, находятся в жутком состоянии. Это выглядит просто удручающе.
Есть и другая сторона. Сегодня, мы знаем, разрешено получать прописку в домах на садовых участках. И многие южноуральцы этим правом пользуются. Но при этом большинство СНТ, которые формировались еще в советское время, когда не было такого количество электроприборов и бытовой техники, лишены необходимых электромощностей. Понятно, что садоводам не по карману на членские взносы увеличивать мощность трансформатора и развивать сетевое хозяйство, чтобы подвести электричество к каждому домику. В этой ситуации необходимо финансирование из бюджета.
Сейчас мы собираем информацию от садовых некоммерческих товариществ, какова их реальная потребность в электроэнергии, в дорожных ремонтах, в выполнении требований пожарной безопасности. Конечно, разом решить все эти задачи невозможно. Но речь ведь не об этом, а о том, чтобы составить план-график по территориям и финансировать благоустройство постепенно, по мере возможности бюджета.
Есть еще одна проблема, которая на сегодняшний день недостаточно регулируется. Это нецелевое использование земель. Все мы периодически наблюдаем, как в области скупаются земли, прилегающие к автомобильным трассам рядом с садовыми товариществами и на самом деле предназначенные для ведения садоводства. Но ведь садовые участки в свое время нарезали не для того, чтобы построить на них автомойку, а для того, чтобы люди выращивали урожай для себя и своих детей! Необходимо вмешательство властей, чтобы отрегулировать этот вопрос. А для этого должна быть законодательная база, которую также способен обеспечить новый закон.
— Кто и как будет принимать решение о финансировании благоустройства тех или иных СНТ?
— Все, о чем мы сейчас с вами поговорили, — это уже конкретные действия для решения насущных проблем в садовых товариществах. Но для того, чтобы начать действовать, нужен закон. В нем не будет прописано, каким садовым товариществам выделять, а каким не выделять деньги на благоустройство. В нем будут заложены возможности для органов власти реализовывать инициативы на благо муниципалитета и садоводов и прописаны механизмы, как это делать. Допустим, глава района сможет выступить с инициативой перед областными властями с тем, чтобы в казне была заложена целевая программа поддержки СНТ. Или предусмотреть финансирование в муниципальном бюджете. В любом случае новый закон — это, прежде всего, инструмент для эффективного управления территориями СНТ, а уж как им будут распоряжаться власти, покажет время. Уверен, что многие муниципальные главы заинтересованы в том, чтобы навести порядок в садовых «кварталах» и дать людям возможность жить и работать там в нормальных условиях.