Дачный сезон. Какими проблемами встречают оренбуржцев «шесть соток»

orenburg_na_6_sotkah

Ровно через неделю в Оренбуржье начинается официальный дачный сезон. С 1 мая открылось движение 43 дачных маршрутов, которые пять раз в неделю будут перевозить десятки тысяч дачников на 180 действующих садовых обществ Оренбурга.

Между тем хорошая, теплая погода установилась в нашем регионе уже две недели назад. Садоводы просто в отчаянии: давно пора разматывать деревья и открывать виноград, температура днем на солнышке превышает 20 градусов тепла. Но власти фактически сорвали начало дачной «посевной», сократив сезон почти на полмесяца.

Виноградное вредительство

Дачница-пенсионерка Галина Викторова «оборвала» телефоны всех газетных и телевизионных редакций, а так же муниципальных властей, пытаясь добраться до собственной дачи.

— У меня виноград там укутан, а вы посмотрите, какая жара на улице стоит! Еще неделя, и его можно не раскрывать вовсе, когда вылезут первые листья, ветки попросту «сгорят». С каждым годом пускают автобусы все позже и позже. Видимо, экономят на нас, пенсионерах…

В городской администрации и не скрывают, что проблемы с транспортным финансированием действительно есть. Из-за сложной экономической ситуации бюджет на автоперевозки дачников на 2014 год оказался на 20% меньше прошлогоднего. В то же время топливо выросло в цене на 15%, запчасти — на 10%.

— Емкости с водой уже наполнены, трансформаторная подстанция работает, достаточно повернуть рублильник, открыть кран — и можно на дачи заезжать, — говорит Екатерина Павлова, кустовой председатель общества «Ростоши-1». — Но автобусов не дают, поэтому участки и пустуют. Хотя не спорю, что в такую сушь возрастает риск пожаров, ведь прошлогодний сухостой да трава не убраны…

Транспортная проблема — одна из самых острых на сегодня для дачников. Из-за дефицита финансирования новое расписание на сезон 2014 года сверстано с приличными «дырами». В отличие от прошлых лет автобусы теперь будут ходить лишь в утренние и вечерние часы, с большим «обеденным перерывом». Дачников это, конечно, не устраивает — на некоторые маршруты, например, 180-й, людей и так набивается, как селедок в бочке. Но власти лишь разводят руками: терпите, так как денег нет, и не предвидится.

Место для жизни

Еще одна серьезная проблема садоводов — это безопасность и охрана имущества. Дачные кражи, конечно, сегодня не столь масштабны, как это было три пятилетки назад, когда зимой пропадали километры проводов, а домики подвергались разграблению подчистую. Ужесточение законодательства и создание хороших охранных дружин позволило избегать крупных краж. Однако полностью проблему не решило.

— Полиция нас попросту игнорирует, — сокрушается Наталья Суханова, председатель садового общества в Нежинке. — Если случилась кража на даче, чрезвычайно трудно заставить правоохранительные органы вести хоть какое-то расследование. До сих пор у них бытует мнение, что раз дача — то это как бы не очень серьезно. Не квартира же — и ладно! Более того, сейчас все острее встает вопрос создания опорных пунктов охраны правопорядка, так как практически каждый выходной бывают конфликты. Собираются пьяные компании, шумят, ссорятся — а полицию на вызов не дождешься. Пока, к счастью, без серьезных эксцессов все проходило, но проблему тем не менее решать нужно.

Вообще создание нормальной инфраструктуры для загородного проживания — тема наболевшая. Сегодня в Оренбуржье насчитывается более 140 тысяч садовых участков, около 50 тысяч из них — в пригороде областного центра и еще 40 тысяч находятся в городской черте. Более 6000 семей круглосуточно уже живут на своих дачах, получив там прописку. Однако при этом до сих пор нет внятной программы по развитию пригородных садовых территорий. Власти предпочитают помогать инвесторам при строительстве дорогих коттеджных поселков, где стоимость только одного земельного участка составляет порядка 100-120 тысяч рублей за «сотку». А вот попыткам людей самостоятельно решить свои жилищные проблемы на собственной даче, наоборот, чинятся всевозможные препятствия.

— Мы уже не один год бьемся за то, чтобы город обслуживал и ремонтировал наши дачные дороги, — говорит Екатерина Павлова. — Пишем письма в десятки инстанций, объясняем, что наши садоводы платят огромные налоги, которые в десять раз выше, чем ряде коттеджных поселков. Но там асфальт укладывают и ремонтируют за счет городского бюджета, а нас оставляют с ямами и рытвинами один на один. Разве это справедливо? Юридически Ростоши-1 — это территория Ленинского района Оренбурга. А фактически, если смотреть по расходным статьям в казне — то нас вроде как и нет…

О создании программы комплексного развития дачных территорий речь идет уже не один год. Какими будут садовые общества в будущем? Что ждет людей в среднесрочной перспективе? До недавнего времени эти вопросы даже не обсуждались, «дачная тема» была чем-то третьестепенным, не встраивающейся в общую концепцию обеспечения людей доступным жильем. И лишь осенью прошлого года оренбургское отделение Союза садоводов России и правительство Оренбургской области одобрили и подписали долгосрочную концепцию развития, которая должна определять, какими будут сады Оренбуржья в будущем.

В первую очередь речь идет о поддержке жилищных и инфраструктурных начинаний. Это особенно актуально, если учесть, что для многих оренбуржцев дача — доступная отдушина. Почти половина жителей нашего города не имеют возможности выехать в отпуск к морю или на другие курорты, поэтому собственный сад — единственная возможность провести отдых на природе.

Почти 20 тысяч дачников готовы в ближайшие годы начать посильное жилищное строительство на своих участках для круглогодичного проживания, лишь бы была возможность проезда и снабжения светом и водой. Кстати, три месяца назад в Ростошах-1 был запущен первый в Оренбуржье дачный газораспределительный пункт — это серьезный прецедент, позволяющий и другим обществам добиваться всех благ цивилизации на своем огороде.

Вот только каждый шаг, каждую уступку у властей дачникам приходится «вырывать с боем». По-видимому, слишком сильно лобби со стороны крупных застройщиков, которым недорогие дачи как «кость в горле». Да и властям тоже не очень хочется брать на обслуживание садовые территории. Ведь гораздо удобнее просто собирать с доверчивых садоводов неплохие налоги — и при этом почти ничего не отдавать взамен.

Компетентно

Максим Фазуллин, начальник Управления пассажирского транспорта администрации города Оренбурга:

— Движение автобусов до дачных маршрутов мы не можем начать зачастую потому, что попросту не готовы подъездные пути. Тяжелые машины попросту не проедут по рытвинам и ухабам. Именно поэтому с участием председателей садовых обществ были согласованы сроки начала сезона автоперевозок — до 1 мая, чтобы все могли подготовить дороги, отгрейдировать рытвины, восстановить покрытие.

Что же касается частоты движения, то тут есть определенные трудности. Как вы уже знаете, финансирование на этот год снижено на 20%. Однако мы смогли лишь на 10% уменьшить частоту движения автобусов. К сожалению, это объективная реальность — финансовых возможностей сохранить расписание 2013 года у нас просто нет.

Владимир Харченко, председатель оренбургского отделения Союза садоводов России:

— Мы разработали и продвигаем сейчас свою концепцию будущего садовых обществ в области. В первую очередь вектор нашего движения — это создание на базе дач полноценных жилых поселков с нормальной социальной инфраструктурой. Конечно, о строительстве садиков и школ пока речь не идет, но хотя бы обеспечение круглогодичных подъездных путей, заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, создание пунктов охраны правопорядка, пожарных дружин, магазинов и соцкультбыта — все это вполне возможно и реально. Ведь мы все прекрасно понимаем, что дачное строительство для тысяч и тысяч семей чуть ли не единственная возможность обеспечить себя относительно доступным жильем. И нам очень приятно, что прошлой осенью было достигнуто понимание нашей концепции на уровне областного правительства. Из бюджета на нужды садоводов выделяется более 34 миллионов рублей в год. Поверьте, при грамотном контроле этих денег достаточно, чтобы как минимум обеспечить нормальное движение автобусов без пауз и двухнедельных задержек. А если заставить власти работать на местах и перераспределять собираемые с садоводов налоги, то и проблем с дорогами, светом и водой просто не было бы.