14.10.2014
ВЕРНУТЬСЯ К НОВОСТЯМСо школьной грядки – на стол
Не так давно на сайте Союза садоводов России мы начали проводить опрос, призванный определить отношение граждан к тому, чтобы вернуть практику организации садово-огородных хозяйств при детских учреждениях (школах, детских домах, училищах и т.д.). Тема эта отнюдь не праздная. Ведь наличие так называемого пришкольного участка способно решить сразу несколько важных задач. Во-первых, это привлечение детей к труду. Элементы трудового воспитания всегда были составляющей советской системы образования, затем о них забыли, получив в результате несколько поколений людей, не желающих, а главное реально не умеющих работать: ставить цели и достигать их.
Во-вторых, это возможность иметь на столе натуральные экологически чистые овощи и фрукты. Важность здорового питания подрастающего поколения настолько очевидна, что не требует каких-либо уточнений.
И, наконец, в-третьих, возможность значительно снизить стоимость этого самого школьного питания.
Кто-то скажет, что в современных условиях создать нечто подобное — утопия. Но успешные примеры существуют и сегодня.
К примеру, средняя школа села Селезениха Кирово-Чепецкого района Кировской области, где стоимость обеда для школьника составляет всего 18 рублей. Причем в меню есть и салат, и второе. «Большую часть овощей мы сами выращиваем на своем приусадебном участке, — раскрыла секрет низкой стоимости питания директор школы Лидия Самойленко. — Мы сидим на земле, не воспользоваться этим было бы глупо». Во время «зеленых занятий» младшие школьники получают знания по ботанике и приобретают практические навыки ухода за растениями, для старших — это возможность подзаработать, по крайней мере, в период летних каникул. «Мы заключили договор с центром занятости населения, — рассказывает Лидия Владимировна. — Из учащихся нашей школы старше 14 лет была сформирована учебно-производственная бригада, она и выполняет основной объем работ и получает за это деньги, а малыши — на подхвате».
Все выращенное на пришкольных грядках попадает на столы к ребятишкам. Особых сложностей в том, чтобы пройти все процедуры согласования Самойленко не видит. Конечно, часть продуктов школьной столовой приходится покупать — в первую очередь муку, масло, мясо… Но и их, по словам директора учебного заведения, школа старается брать у местных производителей. «Сегодня мы выращиваем достаточно овощей, чтобы прокормить себя и оставить на семенной материал, — замечает Лидия Самойленко. — Плюс часть урожая продаем на районной ярмарке, чтобы оплатить использование на приусадебном участке техники».
Есть в нашей стране и другие примеры не менее успешной организации школьного хозяйства. Если вы знаете о таких примерах у себя в регионе, просим рассказать о них (письмо можно отправить по адресу sputniksadovoda@yandex.ru). Мы опубликуем эту информацию на сайте и сделаем так, чтобы она дошла до тех, кто только начинает заниматься этим благородным делом или уже занимается, но нуждается в советах и поддержке (к примеру, как пройти процедуру обязательных согласований по использованию продукции в системе школьного питания). Уверены, что опыт организации работы и воспитания детей и подростков на пришкольных участках востребован сегодня ничуть не меньше, чем двадцать, а то и тридцать лет назад.