Общероссийская общественная организация
Союз садоводов России
Дом садовода

Гиблый сад

 

17.02.2021

 

 
Бизнес на продаже растений в России приносит участникам многомиллиардные доходы, но оставляет садоводов наедине с мертвыми деревьями.
 
Рынок посадочного материала в России переполнен мошенниками. Но это не единственная его проблема. Профессиональные его участники продают садоводам в виде саженцев тонны мусора, который необходимо утилизировать. Невежество дачника позволило индустрии заработать сотни миллиардов рублей.
 
Возле большого питомника растений в Воронежской области, останавливается «газель». В автомобиль загружают снопы из перевязанных крепкими веревками деревьев. В каждом пучке их 50 штук. Затем заносят несколько десятков свертков с посадочным материалом ягод, кустов, какие-то декоративные кусты. Набитая доверху машина вскоре отъезжает, направляясь по городам и весям, где торговцы будут распродавать саженцы.
 
В этом году есть сложности с продажами из-за эпидемии. Не всякий рынок открыт, трудно продавать на привычных придорожных развалах, мешает полиция. Но все-таки не так быстро, как каждый год, но товар распродается.
 
Вам нужны яблони ранних сортов? Вот, пожалуйста, это сорт Женева, это белый налив, – продавец достает из ящика два саженца с красочными сортовыми бирками. Покупатель приобрел оба. Но клиент не знает, что перед тем, как начать рабочий день на рынке, продавцы раскрыли связки с деревьями, в том числе яблонями и разложили по ящикам саженцы в произвольном порядке, затем приклеили заранее заготовленные бирки. Это означает, что о сортовом соответствии речи быть не может. Торговцы продают растения, что называется, из общего котла. А сортовые бирки наиболее востребованных сортов деревьев и ягодных кустов просто заранее печатаются и наклеиваются в произвольном порядке.
 
Также обстоят дела с продажей любых других фруктов и ягодных кустов. Нужна летняя груша? Пожалуйста! Только через года три-четыре вы узнаете, что она поздняя. Если вырастет, конечно.
 
Хотите сливу Венгерку, чтобы сушить чернослив? Пожалуйста. Только она вырастет желтой, и то не сразу, а лет через пять, когда более опытный садовод подскажет вам, что дерево не плодоносит из-за отсутствия пары-опылителя.
 
Продавцы, не все, но многие, изначально не приобретают в питомнике посадочный материал конкретных сортов. Людям продают некондицию, непроданный прежде товар, предназначенный для утилизации.
 
Как это работает? В крупных питомниках скапливается огромная масса непроданных растений. Деревья и другой посадочный материал чаще всего заготавливают осенью. Это правильный подход – ушедшее на покой растение выкапывают и продают. Если дерево не продано, его по завершении посадочного сезона прикапывают в неглубоких траншеях на зимовку. При соблюдении всех условий зимнего хранения, такое дерево или куст вполне пригодны для весенней продажи. Во всяком случае, это лучше, чем продавать свежевыкопанные, едва просыпающиеся растения весной, если конечно их продают не с комом земли.
 
Но на практике далеко не всегда и не везде соблюдаются правильные условия хранения посадочного материала. Из-за высокой сезонной конкуренции, питомники склонны все раньше начинать осенний сезон продаж, нередко даже в начале августа. Но выкапывать облиственные деревья нельзя, они могут погибнуть. Поэтому перед тем, как выкопать их «ошмыгивают», – снимают всю листву и продают такой саженец так, будто он уже ушел на зимний покой.
 
Ясное дело, что покупка такого посадочного материала уже лотерея. Но если он не продается, его отправляют в хранилище, нередко просто на улицу. Шанс, что растение, пережив столько насилия, проснется на следующий сезон, довольно велик. Грубо говоря, 60%, что выживет, 40%, что нет. Но продает питомник такую посадочную массу по бросовым ценам, иногда даже на вес. Например, если качественный двухлетний саженец яблони производители продают по ценам от 130 до 170 рублей, то такие полумертвые деревья можно купить и за 50 рублей, иногда даже на вес. Розничная цена саженца в центре России – 250–350 рублей. Таким образом, добывается маржа порой и в 500%.
 
Бизнес на растениях – строго сезонный, два раза в году – в апреле, начале мая, и осенью – в сентябре, первой половине октября. У розничных торговцев, развозящих растения по придорожным развалам, рынкам, велик соблазн минимизировать риски, приобретая некондицию. Какой с них спрос?
 
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ РЫНКОМ РАСТЕНИЙ И РЫНКОМ ОРУЖИЯ?
 
Бизнес на растениях сегодня один из рынков с самой высокой на потребительском рынке маржей. Кроме того, это рынок с невероятным количеством мошеннических схем. Это немудрено, если качество любого купленного нами товара мы можем проверить или у прилавка или, открывая посылку, то сделать выводы о качестве и сортовом соответствии дерева, мы сможем, как правило, лишь через несколько лет.
 
Это создает огромные возможности для манипуляций всех участников рынка. Свои претензии клиент может обратить только в адрес питомника, если он географически близко и если купленный саженец высох сразу после приобретения. Во всех остальных случаях, если дерево выжило, но не плодоносит или плохо плодоносит, или вместо сливы вам продали вишню – иди, разберись через три года. Не всякий будет даже помнить, какие растения, каких сортов и где он покупал несколько лет назад.
 
Розничная наценка на посадочный материал практически никогда не бывает ниже 100%. А во многих случаях нечистоплотные торговцы поднимают цену в 4–5 раз, на основе схем, похожих на ту, которую мы описали в самом начале материала. Редкий рынок по своей доходности может сравниться с рынком растений – пожалуй, только рынок оружия и наркотиков.
 
В определенной степени высокие наценки объясняются высокими рисками сезонного бизнеса. Но в целом вся индустрия устроена так, что несмотря на очень высокий потребительский запрос на протяжении десятилетий, участки россиян так и не превратились в цветущие сады.
 
ПОЧЕМУ НЕ ЦВЕТУТ САДЫ РОССИЯН?
 
Дачная культура – аутентичный российский феномен. Миллионы горожан, не длинный в нашем климате теплый сезон, проводят на земле. К ним присоединяются десятки миллионов сельских жителей и жителей малых городов, живущих своими садами, огородами. Приобретение саженцев растений для всех них своеобразный ритуал – два раза в год люди тратят весьма немалые деньги на обновление своих посадок. Это десятки никем не подсчитанных миллиардов рублей – колоссальный рынок, знание специфики которого доступно только специалистам, но не дачникам.
 
Питомники – большие, средние, маленькие, просто приусадебные сады, где люди выращивают растения на продажу, есть в каждом российском регионе, даже там, где слишком холодно для садоводства.
 
Где-то, как в Подмосковье, концентрация крупных питомников велика – есть и плодово-ягодные и выращивающие декоративную хвою и т.д. В регионах Северо-Запада, в целом в Нечерноземье, этот рынок в отдельных местностях практически пуст.
 
Но во всей нашей огромной стране есть только один регион, где производится большая часть посадочного материала для всех центральных, поволжских, уральских и сибирских регионов. Только в Воронежской области, благодаря давним традициям плодоводства, наличию опытных кадров, созданной еще в советское время инфраструктуре, сегодня производятся и адаптируются сотни и тысячи видов и сортов культурных растений. Крупные питомники-производители есть и в других регионах, но это капля в море по сравнению с Воронежем, где десятки тысяч жителей вовлечены в растениеводство.
 
И сады воронежцев действительно густо цветут. Опытные садоводы умеют выращивать не только яблоки и груши, но и абрикосы, персики, черешню, вишню и многое другое. Во многих питомниках и даже небольших хозяйствах, накоплен и академический потенциал и, конечно же, огромный практический опыт.
 
Цветут сады и в Белгородской области, неплохо дела с этим обстоят в Липецкой. Но почти во всех других регионах, где население десятилетиями пытается вырастить «хоть что-нибудь», на огородах так же пусто, а урожай яблок снимают только благодаря деревьям-гигантам, высаженным еще нашими дедами.
 
И дело не в климате, не в холодных зимах. В конце концов, в Воронеже не намного теплее, чем в Москве. Так в чем же дело?
 
РУБИМ КОРНИ, КОПАЕМ ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ
 
Часть проблем на стороне производителей и продавцов растений. Часть проблем на стороне дачников и огородников.
 
Краткость сезона продаж и конкуренция в отдельных регионах делают свое дело – пока идут продажи, продать нужно все, что возможно. Никто не занимается качеством работы питомнических хозяйств, в основном это семейный бизнес для людей, у которых нет возможности содержать дополнительные рабочие руки для того, чтобы организовать и систематизировать процесс.
 
Клиенты, среди которых не только торговцы-мошенники, но и крупные игроки рынка онлайн-продаж растений, запрашивают определенные позиции в соответствии с прайсом питомника. Но беда в том, что мало какой производитель точно знает, сколько единиц, каких сортов тех или иных культур растут у него на многих гектарах полей.
 
Оптовик заказывает, например, тысячу единиц желтой сливы – позиция есть в прайсе. В марте питомник начинает копать саженцы и проверять запасы на складах. Но сливы только 600 штук. Что делать? Продать другой сорт желтой сливы – прекрасный выход. Нет вообще желтой сливы?
 
Набиваем остальные 400 единиц тем, что есть – заказ срывать не будем, положим красную сливу. Относительно честный питомник в такой ситуации, отправляя эти 400 единиц пересортицы, хотя бы пометит сортовыми бирками для оптового покупателя – какие на самом деле сорта положены в заказ.
 
Но многие не делают и этого. Оптовый клиент получает заказ, 40% которого не соответствуют заявленной культуре. Что делать? Заказы от розничных клиентов собраны, идут новые заказы – пора рассылать. В суматохе никто не будет исправлять этот «косяк». Часть дачников получит вместо сливы желтой, красную. Кому повезет, узнают об этом сразу, кому не повезет – через три года.
 
Любой, честно организованный агрегатор розничных продаж растений почти всегда получает категорическое сортовое несоответствие относительно своего заказа. Дальше это уже его проблема, и претензии от покупателей, тоже его проблема.
 
Но и это не самая большая проблема. Хорошо, если растение живое.
 
Питомники в своих рекламных кампаниях любят отметить качество подготовки посадочного материала к продаже. На самом деле в горячке сезонных продаж все обстоит не так.
 
Давний оптовый клиент заказывает дополнительную поставку саженцев персика. Персик есть в наличии, растет на алычовом подвое. Сложное растение, успешная адаптация которого доступна только опытным садоводам. Большая часть дачников, посеяв дерево с нарушениями всех возможных правил, потеряют южное фруктовое дерево через месяц.
 
Питомник, не желая срывать заказ, «на живую», без всякой подготовки, часто лопатами гастарбайтеров выкапывает несколько сот корней персика – как пойдет. Часть корней рублена, часть растений вообще выкапывать было нельзя – им рано идти на пересадку.
 
Эти корни в открытом виде бросаются в грузовую машину, их везут еще сутки за тысячу километров – полумертвыми деревья доставляют на место продажи. Здесь уже не до продажи, растение надо спасать, реанимировать. Но в горячке сезонных продаж все риски ложатся на покупателя. Купил «убитое» растение – выхаживай. Не сможешь, купи новое.
 
Многие более опытные дачники и садоводы считают, что лучше покупать растения с закрытой корневой системой. Это значит, что растение выращено в посадочном горшке, его корневая в хорошем состоянии, с богатым питанием и надежно защищена. Ничего подобного. Свежевыкопанное растение кладется в горшок и продается с наценкой в 50%, будто выращено в горшке. К закрытой корней системе это не имеет никакого отношения, хотя все же надежнее, чем покупать дерево с открытым корнем.
 
Вы хотите купить «готовый сад»? Сейчас растет популярность плодовых крупномеров – 3-х, 4-х летних деревьев, вышедших на плодоношение. Разве плохо весной посадить дерево, а уже осенью съесть плод?
 
Однако существует технология подготовки таких деревьев к пересадке. Ее нарушение приводит к гибели или болезни дерева. Вместо готового сада покупатель получит опыт спасения всегда угасающих деревьев. Питомник не должен продавать крупномеры, которые не были подготовлены надлежащим образом к пересадке. Но кто проверит? Есть заказ? Пошли копать. Ком рассыпался при выкопке? Не беда, облепим черноземом, упакуем в мешок.
 
Безжалостная рубка корней, продажа некондиции, полное невнимание к сортовым предпочтениям клиентов – больные точки любого питомника. Достаточно прочесть отзывы в сети о любом питомнике или торговой сети, продающей саженцы, там обо всем этом есть. Но все участники рынка давно привыкли к негативу. Запрос все равно широк – один клиент обжегся, ушел, придет другой.
 
НЕВЕЖЕСТВО ДАЧНИКА
 
«У меня груша стояла шесть лет, а плода не было. Как быть? Пришла однажды весной и говорю, будто бы дереву: вон, видишь компостная яма – там будет твое место, если не зацветешь. И вы представляете, зацвела», – советы «бывалых» садоводов порой обескураживают, и очень часто обращены к опыту дедов, которым удавалось вырастить семиметровые гиганты, плодоносящие иногда и спустя полвека после смерти хозяев.
 
Такой дачник из года в год покупает одни и те же культуры – вишни, черешни, сливы, еще какую-нибудь экзотику. Хорошо если вишенка на третий-четвертый год просто стоит на месте. Черешня подмерзла, погибла. Слива оказалась не сливой.
 
 
ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА
 
Удивительно, но многомиллионная армия российских садоводов-дачников за десятилетия, в течение которых эти люди пытаются обеспечить себя ягодами-фруктами, не научилась ничего выращивать.
 
Люди не знают элементарных правил сортоведения. Если вы купили черешню, то, скорее всего, она не самоплодна, ей требуется пара для взаимоопыления и урожая. Люди посадили черешню, ждут пять-семь-десять лет, дерево не плодоносит.
 
Нет опыта предпосадочной подготовки саженцев, общих знаний об уходе за растениями, навыков получения общедоступной информации агротехнического характера в Интернете.
 
Но рынку это очень удобно. Индустрия производства и продажи растений отлично эксплуатирует невежество дачника. Сколько лет нужно, чтобы засадить свои шесть-десять соток всевозможными деревьями? Максимум пара сезонов. Но вот, владелец шести соток каждый практически год и это продолжается десятилетиями, покупает новые саженцы – что-то гибнет, что-то не дает урожая, а тут опять обманули.
 
САДОВОДЫ НЕ СТАНОВЯТСЯ САДОВОДАМИ
 
Вынесем за скобки собственно питомники – повышение конкуренции навело бы порядок в их работе. Но мошенникам удалось собрать, и пока этот процесс не остановился, десятки миллиардов на доверчивых, но не грамотных садоводах.
 
Основная проблема здесь в том, что в центре России, в других частях страны не формируется профессиональное садоводство – хозяйственная деятельность, ориентированная на коммерческий результат. Люди не выращивают фрукты или ягоды на продажу, соответственно, не нарабатывают навыки пусть не академической, но хотя бы не любительской агрономии. Не изучают сорта, не интересуются новшествами агротехники, не знают номенклатуру удобрений и препаратов для лечения болезней и борьбы с вредителями.
 
Садовод, бюджет которого зависит от продажи результатов своего труда, никогда не купит дерево или куст у придорожного торговца, если только это не хозяйство из его района, куда он может приехать и предъявить претензии. Полупрофессиональный садовод никогда не купит растение через заказ по Интернету, это очень рискованно.
 
У дачников не формируются навыки работы с питомниками, они не умеют оценивать состояние посадочного материала, порой не могут различить даже саженцы груши от яблони.
 
Рынку удобно. Впереди еще десятилетия свободной продажи подлежащих утилизации растений.
 
 
Авторы:  Ярослав ФЕОФАНОВ
 

 

 

© Союз Садоводов России, 2015-2023. Все права защищены
при полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна