Общероссийская общественная организация
Союз садоводов России
Дом садовода

И – удачи с вашей дачей?

 

30.04.2014

 

dachechechka

18 апреля в редакции было жарко в прямом и переносном смыслах этого слова. Здесь, на круглом столе, организованном «ВВС», свои наболевшие проблемы почти два часа горячо и эмоционально обсуждали дачники и садоводы. В разговоре приняли участие руководители местных отделений Союза садоводов Самарской области и Союза садоводов России Владимир Асташкин и Рустям Шарафутдинов соответственно, председатель садоводческого товарищества «Медик» Геннадий Львицын, депутат Думы г. о. Сызрань Ильдус Гильманов, и. о. начальника Сызранского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Елена Казакова, начальник штаба МУ МВД «Сызранское» подполковник Александр Балабекян и адвокат Михаил Серов.

На сегодняшний день только в Сызрани действуют 25 садоводческих некоммерческих товариществ, которые объединяют, по самым скромным подсчетам, около 7,5 тысячи участков. При этом во всех дачных массивах - примерно одни и те же проблемы: электро - и водоснабжение, хищения, негодные дороги и, во многих случаях, отсутствие документального оформления права собственности на землю.

 

Предлагаем вниманию читателей наиболее яркие и характерные моменты круглого стола.

 

«ВВС»: - Привела ли к какому-то результату так называемая дачная амнистия? Какие в этой связи есть проблемы?

Елена Казакова: - У многих сызранских дачников есть проблемы с наличием правоустанавливающих документов и оформлением кадастрового учета земельных участков. Напомню, что термин «дачная амнистия» появился в народе. Полностью же закон № 93-ФЗ называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Подразумевается, что у людей есть хоть какие-то документы на землю. И нигде не говорится о том, что гражданин может прийти в нашу службу и, не имея ни одной бумаги, декларативно заявить: «Эта дача – моя!».

 

Те граждане, кто в надлежащем порядке задокументировал свои права в соответствующие сроки, свидетельства уже получили. Тем более, государство предоставляло много возможностей на протяжении семи лет для оформления документов. Надо четко понимать: если гражданин в каком-нибудь 1975 году получил земельный участок по решению профкома и 40 лет ничего не делал с документами, а опомнился только сейчас, то у него остается лишь одна возможность оформить свое право собственности на землю - в судебном порядке, то есть признания права собственности в порядке приобретательской давности. Это когда человек открыто и добросовестно владел земельным участком не менее 15 лет. В этом случае регистрация права собственности будет произведена на основании решения суда.

 

Зачастую наши граждане даже не знают, что на их имя в 90-е годы были выданы свидетельства о праве собственности на землю. Сейчас они находятся в нашем архиве.

 

Михаил Серов: - Я даю каждую пятницу бесплатные консультации для дачников. Старики приходят с одним вопросом: «Что делать, чтобы оформить землю?». У меня - конкретное предложение. Когда есть большая проблема, то за голову хватаешься: «Как же ее решить?». Но в любой задаче можно выделить ряд сегментов.

 

Я предлагаю всех дачников разделить на три группы: первую - у которых нет вообще никаких документов на землю, вторую - у кого есть хоть какие-то бумаги, например, свидетельство старого образца, третью – со свидетельствами о праве собственности на землю.

 

Первую группу собрать в определенном месте в определенное время, составить список, обратиться в юридическую организацию. Уточнить в регистрационной службе, может быть, их свидетельства уже оформлены, по возможности получить их, дооформить документы и зарегистрировать право собственности.

 

Со второй группой дачников надо разбираться детально: у кого-то есть кадастровый паспорт, у кого-то – старое свидетельство. И потом смотреть: одно дело – в суд, другое можно отправить в УФРС. Всем этим должны заниматься председатели садовых товариществ.

 

Владимир Асташкин: - Оказывается, мало кто владеет информацией, как у нас живут и работают дачники. Был же просто отличный закон Самарской области «О земле». Почему он был хорош? Вот есть у нас план-схема садового товарищества. Председатель выдает дедушкам-бабушкам три справки – и все, они представляют их в регпалату. Сейчас действие этого закона продлили до первого июля 2014 года. Но! Тут возникает другая проблема. Закон действует в отношении юридических лиц, образованных до первого января 2010 года. Если садовое товарищество подавало в налоговую инспекцию так называемые «нулевые» декларации в течение трех лет, то ФНС их исключает из ЕГРЮЛ. А подтвердить правопреемство нового и старого юридического лица не представляется возможным. Надо менять законодательство!

 

«ВВС»: - Какую помощь могут оказать дачникам органы местного самоуправления?

 

Ильдус Гильманов: - Мы можем выйти с обращением в Самарскую Губернскую Думу о внесении изменений в региональный закон «О земле», но это надо делать немедленно! При этом с инициативой должны выступить сами председатели садоводческих товариществ. Мы же, депутаты, готовы ее рассмотреть. Так что ждем предложений! И еще надо помочь тем организациям, которые не утвердили пока свои план-схемы. Давайте создадим рабочую группу. Если что-то требуется со стороны Думы, администрации – поможем.

 

Теперь по поводу того «Положения о поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в г. о. Сызрань», проект которого разработал Владимир Асташкин… Это хороший документ. Но каждый сидящий здесь должен внести в него и свои предложения: «Положение…» должно учитывать общие интересы и быть плодом совместных усилий. Такой документ просто необходим для координации всей деятельности по сохранению и развитию садовых товариществ!

 

Владимир Асташкин: - Мы, дачники, брошены в каком плане? В прошлом году у нас ливнем размыло дорогу. Я обращался и в администрацию, и в комитет ЖКХ с просьбой привезти пару машин грунта, чтобы люди могли добраться до дач. В итоге – одни отписки. Нам нужна техническая помощь.

 

Геннадий Львицын: - Председатели садовых товариществ – они же какие? Законов не знают, варятся в собственном соку. Нельзя ли нам организовать семинары какие-то?

 

Владимир Асташкин: - Да я четыре года бьюсь, чтобы нам выделили хоть какое-то помещение. У меня есть агроном с высшим образованием, есть юристы, они могли бы проводить бесплатные семинары для всех желающих.

 

Рустям Шарафутдинов: - Сейчас во всех микрорайонах Сызрани начнут действовать общественные советы. Так что помещения будут, там и можно проводить эти семинары. В прошлом году Союз садоводов России организовал автопробег до Москвы. Например, в Рязанской области депутаты собрались и приняли очень хорошую законодательную основу. Там дачникам выделяется 55 млн рублей на весь регион. Кому – на дорогу. Кому – на воду. Товарищества представляют документацию, проводится обследование – и все, у них проблем никаких нет. И такая программа в Рязани действует уже три года.

 

«ВВС»: - А как у наших дачников обстоят дела с поливом?

 

Геннадий Львицын: - В прошлом году я кое-как добился, чтобы подвели электроэнергию к скважине. А она – не зарегистрирована. Сейчас меня спрашивают: «Что с ней будет?». Я не знаю! Землю сначала надо зарегистрировать… Трубы как положили в 1982 году, так они до сих пор и лежат, все сгнили и проржавели, их надо менять. А когда провожу общее собрание, то получить с людей деньги на что-то – большая проблема.

 

Рустям Шарафутдинов: - В нашем товариществе особых проблем с поливом нет.

 

Владимир Асташкин: - Мы воду для полива берем из водохранилища Сызранской ГЭС. В этом году вода ушла от насосной на шесть метров. Мы углубили приямок на метр. Так что с поливом тяжеловато. Предложили нам брать воду из скважины, по 19 рублей за кубометр. С ума сойти! Региональный Союз садоводов «воюет» за то, чтобы «Самараэнерго» тариф за электроэнергию для дачных товариществ сделало, как для сельских округов.

 

«ВВС»: - Воровство и хищения с участков – настоящий бич наших дачников. А есть ли хоть один пример удачной организации охраны товарищества?

 

Владимир Асташкин: - Да, есть! Наш массив охраняет отдел вневедомственной охраны. Цена вопроса – 2500 рублей в месяц со всего товарищества. Выдают две «тревожные» кнопки. Я в прошлом году заключил с ОВО договор. Результат: задержали 67 человек, из них восемь – бомжей. Патрулируют четыре раза в день. В итоге краж нет даже зимой! Так что всем председателям садовых товариществ – в ОВО.

 

Александр Балабекян: - То, что договор заключается с ОВО, это возможность оперативного реагирования полиции. Для нас же важно, что такой договор предусматривает выделение определенной штатной численности. Вообще, для органов внутренних дел проблема дачников одна – обеспечение сохранности их имущества. Здесь выделю два аспекта. Во-первых, постепенное старение владельцев дачных участков, что порождает трудности с взаимодействием. Когда есть молодежь или люди в зрелом возрасте, то можно наладить какую-то совместную деятельность: организовать дежурства, обмен информацией, использовать возможности фото- и видеофиксации, оборудовать контролируемые въезды. Но есть дачные массивы, где люди получили землю в 80-е годы и привлечь их к содействию по охране собственного имущества уже практически невозможно.

 

Во-вторых, существует проблема правоустанавливающих документов. Во что это выливается на практике? Нельзя установить, кто является фактическим владельцем участка. То есть нет человека, который готов заявить: «Я - собственник». И даже если он появляется, то зачастую у него – полное отсутствие документов. А это имеет значение при уголовном судопроизводстве. Даже в тех случаях, когда лица, совершившие хищение с дачного участка, установлены, а при этом они могут быть причастны и к другим кражам, то фактически их преступление повисает в воздухе, ибо недоказуемо, поскольку нет собственника.

 

«ВВС»: - И последний вопрос: можно ли еще вернуть на дачи молодежь?

 

Рустям Шарафутдинов: - Все больше и больше людей бросают дачи. Две тысячи отдай за воду, столько же – за кабель, пятьсот – взнос в товарищество, оформить документы не могут, гарантий урожая – никаких. Когда все поспело - залезли и украли. Старики вымерли, а молодежь на земле не хочет работать.

 

Владимир Асташкин: - Не знаю, как у других, но я наблюдаю обратную тенденцию. В нашем товариществе молодежь покупает дачи за 300-400 тысяч! И постоянно интересуется, а нет ли участка на продажу. Чуть ли не в драку лезут! Так что дачи сызранцам нужны.

 

Пишите письма!

 

В ходе круглого стола была затронута лишь надводная часть огромного айсберга проблем, связанных с садоводством и огородничеством. Практически ничего не успели сказать о пожарной безопасности дачных массивов, о качестве семенного и посадочного материала, о том, что, например, в том же Засызране все меньше и меньше людей занимается выращиванием помидоров и зелени в закрытом грунте. Если у вас, уважаемые читатели, есть что сказать по данной теме, напишите нам в редакцию. Мы готовы предоставить площадку для обсуждения этих острых тем.

 

http://syzran-small.net/index.php?go=Pages&in=view&id=3340

 

 

© Союз Садоводов России, 2015-2023. Все права защищены
при полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна