Общероссийская общественная организация
Союз садоводов России
Дом садовода

Ставропольские садоводы не смогли продать яблоки

 

06.12.2013

 

yabloki_stavropol

Садоводческие хозяйства региона окончили уборку фруктов. На днях их руководители собрались, чтобы подвести итоги и обсудить проблемы. "Криком души" глав всех 18-ти агропредприятий стал вопрос: куда девать урожай? Парадокс: в магазинах края не найти местных фруктов, а ставропольские плодоводы не могут реализовать продукцию. Почему - выясняла корреспондент "РГ".

- Я заложил на хранение почти четыре тысячи тонн яблок в надежде продать их по адекватной цене. Но наше садоводческое предприятие  - единственное на Ставрополье, за последние четверть века построившее хранилище (на три тысячи тонн) и, до недавнего времени, единственное на Северном Кавказе (сейчас добавилась Кабардино-Балкария), установившее современную сортировальную линию, позволяющую поставлять фрукты в торговые сети. Остальные хозяйства из-за отсутствия емкостей и переработки вынуждены в период уборки отдавать яблоки "за копейки" - по 10-12 рублей за кило, а кто не смог, тому просто некуда их девать, - рассказал руководитель крупнейшего в крае плодоводческого предприятия Александр Буглак.


Сегодня на Ставрополье сады занимают 3,7 тысяч гектаров. Для сравнения, в советские времена было в десять раз больше. Край снабжал фруктами и ягодами девять регионов страны, а по выращиванию яблок был в первой пятерке в Российской Федерации. В 1990-е годы закрылись или развалились консервные заводы и перерабатывающие предприятия, сады начали вырубать. Некоторые фруктовые посадки сошли на нет из-за отсутствия ухода.


После того, как государство начало субсидировать уходные работы и выделять средства на закладку молодых садов, отрасль, в которую пришел частный бизнес, начала возрождаться. Ежегодно в крае закладывается порядка 500 га фруктовых деревьев, и к 2016 году площадь садов планируется увеличить на полторы тысячи гектаров. 90 процентов плодоводческих хозяйств выращивают яблоки, четыре предприятия занимаются земляникой, по два - вишней, черешней и сливой. Но какой смысл возрождать плодоводство, если с таким трудом собранный урожай никому не нужен, задавали друг другу риторические вопросы садоводы.


Предприятие Александра Буглака львиную долю своей продукции надеется отправить в другие регионы, ведь даже в столице края - Ставрополе - нет мощностей для хранения больших объемов фруктов. То, что не продали в сезон с "колес", если повезет, заберут иногородние перекупщики. А как же крупнейший в России агропарк "Ставрополье" с емкостью хранения до 200 тысяч тонн , который возводят в Минераловодском районе? О сдаче первой очереди этого объекта (весь проект стоит 42 миллиарда рублей) не раз рассказывали местные СМИ.


По словам садоводов, пока в этом агропарке нет специализированных фруктохранилищ. Кроме того, он создается не как краевой объект, а как межрегиональный логистический центр, и заложенные там мощности для ставропольских производителей слишком велики. Для поставки плодов в местные магазины нужны внутригородские хранилища. Сейчас же попасть в торговые сети ставропольским фруктам практически нереально.


- Сегодня центр тяжести переместился в небольшие магазины "возле дома" и супермаркеты, реализующие соответственно от 50 до 400 кг яблок в неделю. Монотовар их хозяевам неинтересен, им удобнее работать с распределительными центрами, привозящими в торговую точку фруктово-овощной "пакет", состоящий из картофеля, моркови, яблок, бананов, апельсинов и прочего. И мне, как производителю, оперирующему тысячами тонн яблок, тоже неинтересны такие магазины, - объясняет Буглак.


Но есть и другая "крайность", жалуются садоводы. Одна из российских торговых сетей реализует программу поддержки отечественного производителя, позволяющую завозить продукцию в больших объемах. Настолько в больших, что ежемесячно требует поставлять по одной тысяче тонн фруктов. К этому ни один ставропольский плодовод не готов, даже крупнейшее предприятие края, собравшее в этом году 8,5 тысяч тонн яблок.


Разбираться в этих нюансах и искать "индивидуальный подход" к каждому производителю торговле неинтересно, она работает с теми, с кем проще и выгоднее стоить отношения и уже отлажен механизм поставок. По данным экспертов, сегодня Ставрополье потребляет 70 тысяч тонн яблок в год. Из них примерно 90 процентов - импорт: большинство сетевиков имеют прямые договоры с Польшей, Сербией и другими странами. Небольшие частные магазинчики наладили перевозки из Кабардино-Балкарии и Краснодарского края, что составляет около десяти процентов. И лишь незначительное количество поставляется хозяйствами Ставрополья.


- Нам бы всем хотелось продавать в родном регионе больше своей продукции, - выражает общее мнение Александр Буглак. - На Юге России, в отличие от центральной ее части, есть культура потребления фруктов: маленький магазинчик может продать порядка 50 кг яблок в день. В центральной же полосе обычно не продает и двух. Там упор делается на другой вид товара, а фруктовый компонент не особо приветствуется.


Как отмечают специалисты, недостаток фруктов и овощей в рационе питания ведет к сокращению поступления витаминов в организм человека, изменению качества жизни: преждевременному старению, ухудшению здоровья, ранней смерти. К примеру, когда во Франции в 1960-х годах государство начало "пропаганду" увеличения потребления фруктов и овощей, продолжительность жизни населения повысилась с 67 до 80 лет. Сегодня среднестатистический россиянин съедает всего 52 килограмма фруктов в год, тогда как по отечественным нормам этот показатель должен быть 74 килограмма (против европейских 110-180 кг). Причем, и эти наши 52 килограмма - в основном заморские "витамины", выращенные с применением большого количества химикатов.


Как объясняют садоводы, современные технологии производства фруктов родились в европейских странах, где земля столетиями переходит от отца к сыну, и где на небольших площадях (от пяти до 15 га) нужно добиться максимальной продуктивности. Достичь этого можно путем уплотнения посадок деревьев, которые должны быть с маленькой корневой системой. Набрать необходимые питательные вещества из недр такие карлики не в состоянии, поэтому для них изобрели капельное орошение. Большими государственными затратами на производство яблок объясняется и огромная доза применяемых в Европе химпрепаратов: важно сохранить сад от вредителей и, чтобы избежать возможных потерь, деревья положено опрыскивать раз в три дня, вне зависимости от того, "завелись" они в них или нет.


- А у нас земли много, фруктовые деревья естественным путем получают все необходимые элементы, и химикаты применяем в разы меньше. Более того, ставропольские яблоки по обилию сахаров и витаминов, а также вкусовым качествам превосходят и краснодарские, и кабардинские, - подчеркивает Буглак. - Дело в том, что природные условия Ставрополья для выращивания яблок уникальны: резкие перепады температур зимой и летом, большая сухость воздуха способствуют образованию сахаров, которых в наших плодах на два-три процента больше, чем в краснодарских. Это большой показатель. Что касается Кабарды, то там из-за стесненности в площадях яблоки выращивают по итальянским технологиям.


Ветераны отрасли вспоминают, что в советское время ставропольские яблоки получили на сельскохозяйственной выставке в Ганновере медаль за уникальные вкусовые качества. Некоторые сорта уже оценили Краснодарском крае, Волгоградской, Липецкой областях. За ними приезжают с перерабатывающих предприятий, находящихся в сотнях и тысячах километрах, чтобы закупить для производства детского питания и высококачественных соков. Но пока предложения превышают спрос. Отрасли, которая долгие годы была в упадке, должно помочь государство, считают садоводы.

- Во всем мире садоводство субсидируется в гигантских объемах. К примеру в странах Западной Европы все затраты, которые несет плодовод, начиная от посадок, покупки удобрений, химикатов, техники, установки холодильников, прокладки дороги и всего прочего, дотируются на 75 процентов (50 поступает от Евросоюза, 25 - от местного правительства). В Европе на деле борются со старением нации и стремятся к увеличению работоспособного возраста человека. У нас же практически все затраты ложатся на производителя. Правда, в последние годы государство начало наполовину субсидировать закладку садов и уходные работы до трех лет. И сейчас все садоводы пытаются "уложиться" в этот минимум - посадить ровно столько, чтобы вернуть половину своих вложений. Поэтому у нас небольшие темпы роста фруктовых площадей, - откровенно рассказали руководители хозяйств.


По их словам, польский рынок яблок сейчас практически целиком ориентирован на Россию, и основную массу этого импорта составляет самый дешевый в производстве сорт с хорошей урожайностью, обеспеченной большим количеством химикатов. К слову, в России к использованию химпрепаратов внутри страны подходят очень тщательно: производителю нужно три года доказывать, что они безопасны для здоровья человека. При этом яблоки, завезенные из-за рубежа, на состав "химии" не контролируются. Мировым лидером по производству яблок является Китай (37 миллионов тонн), второе место занимают США (4,5 миллиона), третье и четвертое делят Польша и Иран, а дальше следуют Италия Германия, Франция. На официальном сайте Минсельхоза говорится, что в прошлом году в России собрано 1,7 миллиона тонн яблок.

- Это лукавая статистика, - не согласен Александр Буглак. - Реально внутреннее производство у нас составляет 340 тысяч тонн. А вот по импорту яблок наша страна - безусловный лидер, ввозит 1,2 миллиона тонн - треть всего мирового производства. Тому подтверждение - наши магазины, забитые заморскими плодами. И это не удивительно, на данный момент выгоднее ввозить, чем производить: в 2010 году на российской таможне импортерами было уплачено 17 миллиардов рублей пошлины. При этом на поддержку отечественного садоводства за последние десять лет выделен один миллиард рублей - на всю страну.


Но, может быть, и самим садоводам нужно что-то предпринять для того, чтобы жители края, наконец, узнали (или вспомнили) вкус местных яблок?


- Нас, производителей, губит разобщенность, - признается Буглак. - На Западе фермеру и в голову не придет самому работать с гипермаркетами. Его задача - выращивать, а реализует продукцию кооператив, в который он входит. В руках у этого кооператива - сортировки, хранилища, холодильники и все остальное. Он и защищает интересы производителя. У нас ничего этого нет, у каждого садовода - удельное княжество. Мелкий фермер вынужден отдавать скоропортящуюся продукцию за копейки, и ломать рынок. Я, к примеру, могу "держать удар" - закладываю в холодильник, но это не значит, что я в выигрыше. Проигрывают все. К примеру, ставропольские садоводы не имеют достаточного объема продукции, чтобы выстраивать партнерские отношения с крупными торговыми сетями. А если бы общий урожай реализовывал кооператив, он бы мог договориться со всеми участниками торгового процесса. У сообщества больше возможностей защищать интересы своих членов во властных структурах. Объединиться должны сами садоводы, когда поймут, что иного пути нет.


Но пока большинство производителей мечтает об инвесторе, который придет и решит их проблемы.

Комментарий

Сергей Тюльпанов, руководитель Ставропольского сельскохозяйственного кооператива "Сады Ставрополья".

- В этом году хозяйства края собрали порядка 25 тысяч тонн яблок при планируемых 20 тысячах тонн (в советские годы собирали 170 тысяч). Слив собрано 700 тонн, черешни порядка 80 тонн. Чтобы урожай не отдавать за копейки, нужно иметь целый комплекс решенных вопросов, связанных с хранением, переработкой и логистической цепочкой доставки продукции из хозяйств в города и другие регионы. Ну, а чтобы войти со своей продукцией в торговые сети, нужна кооперация садоводов. Толку не будет, если каждое хозяйство будет тянуть одеяло на себя. И, конечно, государственная поддержка необходима. Во всем мире плодоводство - дотационная отрасль. Кроме того, оно обеспечивает, в отличие от других подотрослей сельского хозяйства, не сезонную, а круглогодичную занятость населения. Так, период уборки яблок на Ставрополье длится до первого декабря, затем начинается посадка деревьев, потом их обрезка, которая идет до мая. Далее - цветение, удаление лишних завязей, весенняя обрезка, летняя обрезка... Выходных нет. Наша организация несколько раз обращалась в Думу Ставрополья, чтобы там рассмотрели вопрос о несвязанной поддержке садоводческой отрасли. Готовим предложение на губернатора края о возможности субсидирования или строительства хранилищ, перерабатывающих предприятий. Имеющихся в крае мощностей катастрофически не хватает. А нет переработки - и производитель не стремиться развиваться.


Кстати

В конце ноября предприниматель Виктор Дедурин (проживший десять лет в США) впервые за последние 100 лет заложил в Андроповском районе Ставрополья 50 гектаров яблоневого сада. В перспективе бизнесмен планирует довести площадь посадок до 150 гектаров.

http://www.rg.ru/Stavropolskiesadovodynesmogli

 

 

© Союз Садоводов России, 2015-2023. Все права защищены
при полном или частичном использовании материалов ссылка на ресурс обязательна